воскресенье, 30 декабря 2012 г.

Поиски работы в Канаде


Здравствуйте дорогие мои читатели !!!

Пришло время расписать ситуацию с работой в Канаде, а точнее в провинции Квебек где мы сейчас проживаем.

Сразу могу сказать всем будущим иммигрантам то, что было говорено уже тысячи раз — учите языки. Пара таких языков как английский и французский — пригодятся вам по жизни в любом случае, как бы в жизни не сложилось.

Итак: прости мама, прости аника — обманули мы вас, наша контора не платила за наше проживание ни копеечки, все 950 долларов в месяц мы платили и платим из своего кармана, это мы чтобы вы не волновались придумали. Естественно, что такой бешеный вылет денег без должного дохода напряжет кого угодно. К этому еще нужно прибавить около 1500 долларов которые мы потратили на мебель и кухонную утварь (все новье, б/у не покупали) плюс 117 долларов в месяц стоит объединенный безлимитный проездной на Монреаль и Лонгей ну и на питание в среднем мы тратим 200 долларов в месяц.

Признаюсь, ни я ни супруга никогда не жили совершенно отдельно, квартир не снимали, поэтому такие траты денег были для нас совершенно непривычными — это как кровь, которая капает из тебя по капле, а поступлений новых нет, ну и я практически тут же, через неделю после приезда в Канаду озадачился подработкой — я конечно должен был выйти на работу в начале Нового года, но честно говоря, я не был в этом, тогда, так уж уверен, да и несмотря ни на что, хотелось доказать себе — что если что, я все с Божъей помощью смогу и сам, без чьей-либо помощи, по-этому хотелось найти хоть какую-либо работенку до этого момента.

В провинции Квебек есть такая государственная организация — Emploi Quèbec, она помогает в поиске работы, она может направить вас на бесплатное обучение в различные организации, за некоторые не надо деньги возвращать после учебы, а за некоторые надо — если например устроился в колледж, тебя там учат и платят стипендию, то после того как устроишься на работу по-специальности на которую выучился, возвращаешь половину платы за обучения (стипендия твоя остается у тебя, ее обратно не взымают). Также эта организация может вернуть денег за твое обучение если ты заплатил сразу и сам, а специальность по какой ты учился, относится к возмещаемым. Разновидность пособия по-безработице (они разные бывают) тоже оформляется там — много у этой организации разных функций, в том числе и бесплатный ксерокс и интернет (вроде 45 минут), можно прийти и отксерить документы бесплатно, в пределах 20 страниц, можно хоть каждый день так ходить. Офисы этого Emploi Quèbec расположены везде в провинции, вот я и пошел в ближайший сразу же как только получил номер канадского социального страхования (право на легальную работу в Канаде и все легальные гос. сервисы).

Приходишь туда как в крупный банк или в визовый отдел посольства — на входе стоит автомат с кнопкой — жмешь, он выплевывает тебе чек с номером, сидишь и ждешь с ним, пока вызовут. Там же есть и две разновидности анкет - одна на поиск работы, другая на пособие по-безработице, тут между прочим бюрократия сильнее чем в России развита. Заполнил, сижу, смотрю контингент — в основной массе пришедшим людям за 40, белых и не белых примерно по-ровну, но белые выглядят как-то более нервно, почему-то. Загорается мой номер, подхожу к окошку — отдаю анкету, копию номера соц. стархования, мне работник говорит — ждите, сейчас вас вызовут. Через минут 5 выходит мужчина лет за 50 такой, с виду добрый, уставший квебекуа, приглашает в 6-ой кабинет. В подобных ситуациях главное — не ляпнуть лишнего, ну и отмалчиваться не стоит — а то может подумать что я языков не знаю. Ну он говорит значит:
  • рассказывайте чего пришли,
  • вот работу ищу,
  • давно приехали?
  • восемь дней назад
  • откуда?
  • из России
  • вы к нам как-то очень быстро пришли, молодой человек, это очень похвально, обычно к нам приходят месяца через три в первый раз
  • да я без работы сидеть не привык, да еще тут так деньги улетают, я к таким расходам как-то не привык, у нас есть конечно деньги, мы готовились к иммиграции, но я не могу спокойно сидеть и смотреть как вихрем деньги уносит.
  • видно что готовился, французский у вас хороший, но тут не так все просто, страховку медицинскую оформили уже?
  • начал, скоро дожму, в силу должна вступить 1 января 2013 года
  • не всякий возьмет вас на работу без страховки, а вдруг что-нибудь случиться...
  • я бы мог пойти работать верстальщиком — это работа за компьютером — ничего не может приключиться с верстальщиком на работе, вот посмотрите эти каталоги, я их сам сверстал и подготовил к печати файлы, одну серию даже в Финляндии напечатали
  • это все хорошо, но у нас тут в Канаде все не так просто — во-первых может быть существует орден этих верстальщиков (типа профсоюза), я точно не знаю, но если он есть и вы в него не вступите — легальной работы на этом поприще вам не видать, чтобы вступить в орден может понадобиться как минимум: сдать взнос, пройти экзамен, как максимум иметь соответствующее образование или его эквивалент признаваемый орденом, у вас есть соответствующее образование ?
  • нет, я самоучка, меня взяли по знакомству в издательство, там всему и научился, зато у меня опыт реальный есть
  • в Канаде все не так просто. Давайте-ка я вас направлю на рандеву в ателье которое учит искать работу тут в Квебеке, сходите, посмотрите, можете там записаться на 3 недельные курсы как искать тут работу в Квебеке, для вас бесплатно, Emploi Quèbec, за тебя заплатит, возвращать деньги потом не надо.
  • Давайте, большое спасибо !!!

На этом и распрощались с эти милым дядечкой, прошло уж не помню точно сколько, вроде около недели, пошел я на это рандеву.

Ателье это оказалось в самом центре Монреаля, называется CITIM (эта аббревиатура, расшифровывается как «ключ к интеграции иммигрантов на местный рынок труда) от моего дома до туда 20 минут. Прихожу значит, ведут меня в кабинет, там большой стол, один человек уже сидит, я второй, подтягиваются еще люди. В итоге в кабинете сидит 8 человек, входит «преподаватель», начинается знакомство. Преподаватель раздает всем анкеты, с улыбочкой говорит, что тут в Канаде мы станем чемпионами по заполнению анкет, и что уже наверное мы заполнили таких штук 50.

Из 8 человек — один араб из Франции, молодой маркетолог (на вид лет 26), французский можно сказать родной — ищет работу 4 месяца, девушка азиатка из Франции, молодая (лет 30) французский можно сказать родной — ищет работу 2 месяца, что за работа не сказала, настоящий француз европеец — выглядит очень солидно, лет 45, маркетолог, пятый месяц не может найти работу, сына привез на обучение в Канаду, прожирает французские деньги, программист из Ирана — на своей волне, полгода не может найти работу, года 33 на вид — видать хороший программист, т. к. нормальные программисты тут «в лет» себе работу находят, это говорит уже второе у него ателье, программист из Пакистана — по-французски практически не понимал, по-английски с большим трудом (хотя его лет 10 назад сделали обязательным в их школах), на вид лет 40 — тоже 4 месяца без работы. Семейная пара из Португалии обоим около 35, европейцы, он верстальщик, она ландшафтный дизайнер — второй месяц как без работы.

Ну что мыслящие люди мои? Из 8 человек 4 — это так или иначе маркетинг (реклама — часть маркетинга, верстальщик — работник рекламы, следовательно маркетинга).

Естественно, вступительная речь препода началась с того, что здесь в Квебеке просто необходимо знать французский если хотите нормальную работу, и оба языка если хотите хорошую работу. Тут я ему и говорю — знаете, вот вас я понимаю, то что в Emploi Quèbec офицер говорил, я понимал, когда соцстрахование делал тоже все понимал, но что мне в магазинах говорят, я не понимаю вообще !!! Четыре человека (в том числе тот французский француз) сказали что они тоже нифига местных ребят не понимают. Препод сказал что он тоже коренной француз и что приехал сюда семь лет назад, и первые месяца 2 тоже ничего не понимал и что лекарства только два — или тесно общаться с квебекуа или смотреть квебекский телек и слушать квебекское радио, рано или поздно их акцент устаканится, а в гос. учреждениях все говорят на классическом французском, без акцента и без выброса гласных букв, т. к. это обязательная часть конкурсной программы на госработу (а это самый шоколадный шоколад тут в Канаде). Потом пошел рассказ о том, что искать работу в Европе и в Канаде, это две большие разницы и хорошо бы чтобы мы обучились в каком-нибудь ателье на подобии ихнего и тогда все резко встанет на свои места. Потом последовала демонстрация силы — типа, типа насколько мы ничего не понимаем, как тут искать работу.

Он говорит, вот вы к примеру простой инженер (civil genie), ищите работу, а я рекрутер, которому нужен простой инженер, вы разместили свое резюме (тут называется CV) на специальном сайте Emploi Quèbec, я, рекрутер, залезаю на этот сайт, забиваю «простой инженер (civil genie)» вылезает 2408 кандидатур в одном только Монреале. Реально рекрутеру просмотреть 2408 кандидатур? Нет. Вбиваю фильтр — «канадский опыт», остается 67 кандидатур — нормально? Мы говорим — да. Он говорит — все равно многовато, рекрутеры сильно напрягаться не любят. Давайте добавим сюда «канадский институт» - осталось 28 претендентов, вот с таким количеством уже можно работать, сказал он. Это как быть распорядителем на торжественном приеме — что заказывать блюда которые всем известны или заряжать экзотическую кухню? Точно также и рекрутеры они берут известные блюда, а не неизвестные заморские явства.

Надо ли говорить что все поникли после такой «демонстрации силы», все поникли головой?
В конце препод говорит — теперь есть два варианта, можете записаться на личную консультацию и можете записаться на трехнедельные курсы по подготовке к правильному поиску работы. Я записался на личную консультацию честно говоря по-большей части из мятежных побуждений — очень уж он «навяливал» это их трехнедельное обучение, да и 3 недели терять не хотелось.

Досталась мне в качестве личного консультанта мадам Гунду Траоре — иммигрантка из Африки, излучавшая радость от того что она переехала в Канаду и устроилась на эту работу на километры вокруг. Наш разговор с ней был похож на разговор с офицером Emploi Quèbec, единственное, что она сказала что у меня не по-канадски сделано резюме, оно хорошее но европейское, тут оформляется по-другому, плюс много надо учитывать тонкостей при его составлении. Посмотрела мои каталоги сказала что ей нравится, и моя работа и то как я себя презентую и что я открытый, но смысла мне особого нет рассылать свое резюме по вакантным адресам, т. к. я не вытяну последующий телефонный разговор, если таковой будет. А т. к. все что она говорила было сущей правдой, звонили мне уже дважды по поводу верстальщика и дважды я не понимал что конкретно у меня спрашивают, я спросил что я могу сделать в моей ситуации. Она сказала — переделаешь резюме на канадский лад, и если в объявлении вакансии будет указан адрес, поедешь туда и будешь пытаться пройти интервью тет-а-тет, т. е. лично и не по-телефону — так как сможешь себя и работу свою показать и лицом к лицу все же легче квебекуа понять чем по телефону. Она родом из Центральноафриканской Республики — второй родной язык — французский, но она их сама не понимала по-приезду.

Потом она мне предложила, сделку — я ей переделываю тетрадь для ее занятий в этом ателье, она мне переделывает резюме и пишет рекомендательное письмо (а рекомендательное письмо тут ценится ого-го как, но наличие любого канадского опыта все-таки сильнее любого рекомендательного письма для нового иммигранта) и что мне мол можно не беспокоиться о резюме и рекомендательном письме, если я сверстаю ей тетрадь, она мне сделает все остальное. Верстку этой тетради я определил как недельную работу, сделал все в итоге за 5 дней. Я очень старался, сделал все красиво, мадам Гунду была счастлива, но высылать мне мое резюме и рекомендательное письмо не торопилась. Через 3 дня я начал нервничать и хотел уже разразиться гневным письмом в адрес ее начальства чтобы ее выдрали там по первое число, (т. к. я сделал работу из 46 страниц а с нее требовалось только 3) но решил посоветоваться с иммигрантом который тут уже почти год, прежде чем начать разгром. Он мне посоветовал не делать этого, т. к. это «северные люди и они решают все медленно», и она отмажется перед начальством, а тебе сделает резюме «на отвали». Он посоветовал мне написать письмо в стиле «можете не торопиться, я подожду, я понимаю как вам сложно и какая у вас тяжелая работа», спасибо умному человеку!

Всю ту желчь от обиды что меня так использовали (я правда потратил 5 дней на эту серьезную работу) я излил в одном французском письме, (в котором между строк читалось что я постараюсь сделать все, чтобы ей не сошло с рук, если она вздумает меня опрокинуть), закончил его писать в 2-30 ночи, а уже в 8-15 утра был разбужен звонком мадам Гунду, которая дико извинялась, оправдываясь тем, что не понимает половины из того что написано у меня в резюме и только из-за этого не может его исправить должным образом. Пригласила меня к ней в группу на занятие которое как раз было посвящено составлению канадского резюме. Надо сказать очень хорошо что я на него сходил — очень важные моменты для себя почерпнул — ну например, если что на сайтах агентств по набору персонала нельзя регулярно и сильно изменять опыт работы, в идеале его можно только дополнять но ничего из него не стирать, узнал что агентства это контролируют и если постоянно все менять можно загреметь в разряд неблагонадежных. Но отправлять напрямую работодателю можно причесанное резюме.

Короче получил я с мадам Гунду все что она обещала, начал ходить по конечным работодателям, коих для верстальщиков в Монреале оказалось не так уж и много — всего я штук 10 резюме отнес, далее адреса начали повторятся — они тут на офисные работы очень долго людей выбирают. Короче уже через неделю я понял что быстро работу верстальщика мне тут не найти, начал искать работу в типографиях, но в типографии без страховки брать тоже особо не хотели, короче пришлось мне ждать ту работу в которую я не очень-то верил, но которая все-таки случилась, правда не под тем соусом что я предполагал — т. к. по телефону я пока не могу общаться с местным коренным населением, длинные красивые письма на французском языке я тоже быстро писать не могу — работа в офисе мне пока не светит, т. к. она как раз состоит из разговоров по телефону и электронной переписки. Обучили меня на оператора 5 типов погрузчиков с соответствующими правами (недельные курсы 1 день теории и 4 дня практики с 8 до 16-00) и отправили на околопортовый склад формировать заказы и грузить их на фуры.

И вы знаете, все мы рады — я, жена и сын — это хорошее начало, тем более что даже на испытательном сроке ЗП чуть выше чем я зарабатывал в Москве. Провел в пятницу там целый день, был впечатлен тем как канадцы работают — а работают они очень быстро, совсем ни как у нас, это они только решают медленно, зато действуют быстро. Все работают и никто не стонет и ни на что не жалуется.

Это все Аллах, я на него надеялся и сам старался не плошать. Есть хадис такой — если человек что-то делает, очень хочет, старается, но в конце-концов не получает, все его потраченные силы не исчезают, а аккумулируются и переносятся Аллахом на то, что человеку и в самом деле надо и полезно.

И нужная вещь просто падает падает тебе в руки, когда ее особо и не ждешь.

3 комментария:

  1. Вы в "Лифтоу" проходили курсы на погрузчике? Я там тоже получил сертификат, но про возможность трудоустроиться с их помощью они не упоминали... Вам предложили или Вы сами у них спросили?

    ОтветитьУдалить
  2. Да в Liftow курсы проходил, я когда туда пришел сразу спросил про трудоустройство, они сказали что у них есть агентство которое помогает в трудоустройстве, сказали что на каристов спрос есть и он относительно стабилен, сказали что среднее время поиска работы после завершения курсов месяц а потом трудоустройство, но не в новогодний период. Как только курсы закончил, я сразу к мадам Каролин подошел с вопросом о работе, на всякий случай, она дала визитку какой-то женщины, но устроился я не через них а через знакомых.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. После праздников наведаюсь к ним. С наступающим Новым годов Вас и Вашу семью!

      Удалить